Непослушный ребенок – что делать. Воспитываем личность

Самое важное в отношениях родители-ребенок – это доверие.

У воспитательном процессе должны быть правила поведения, которые в первую очередь помогают ребенку чувствовать себя в безопасности, ведь когда есть четкий алгоритм игры, известно, чего ожидать в случаи его нарушения. Если ребенок не знает границ разрешенного, то чувствует себя не комфортно и нервничает.

Важно, чтобы ребенок понимал и помнил правила поведения. Поэтому правила требуют визуализации, так что можно нарисовать плакат или придумать кодекс и т.д.

Важно, чтобы у ребенка было три убеждения: если я выполняю правила, мне не за что волноваться, если я их нарушаю, начинаются трудности, и самое главное – правила защищают мои интересы. Часто детям не объясняют, почему надо делать именно так. Единственный аргумент «Я так сказал, когда вырастишь, поймешь» не дает ребенку подстав думать, что его права защищены. Поэтому чадо все время будет пытаться эти правила нарушать. Ребенку нужно доступно объяснять и приводить примеры, почему нужно поступать так, а не иначе.

Также одна из главных функций правил: научить ребенка уважать границы других людей. Благодаря правилам ребенок может взаимодействовать с другим человеком, не нарушая его интересов. Такого эффекта получится достигнуть лишь при условии, что и к ребенку будут относиться с уважением. Если правила, которые вы предлагаете, нарушают границы ребенка, то он либо вырастит безвольным и не сможет за себя постоять, либо будет постоянно устраивать бунт и в конце концов «закроется» от родителей.

Устанавливая правила, надо ответить на вопрос: вы хотите, чтобы ребенок был счастлив или чтобы счастливы были люди, с которыми он взаимодействует. Когда мы заставляем ребенка сделать что-то против его воли (отдать свою игрушку или съесть нелюбимую кашу), то даем ему посыл: твой комфорт никого не интересует, ты должен подстраиваться под других.

А фраза «Ты старше, так что поделись с младшим, будь умнее» учит ребенка отказываться от своих интересов. Потом не удивляйтесь, если сын уступит высокой должностью более активному коллеге или потеряет любимую женщину из-за более настойчивого товарища.

Хотя важно объяснить ребенку, что не всегда будет так, как хочется. Растолкуйте чаду, что его интересы важны, но в данный момент они не будут учитываться. Если начинается истерика, то скажите ребенку: «Мне жаль, что тебе плохо, не комфортно (задание – показать, что вы сочувствуете), но твоя истерика не заставит поступить мне так, как ты хочешь, потому что перед этим мы договорились, что играем на площадке 2 часа, а затем идем домой на обед». Очень часто родители говорят иначе: «Мне все равно, что ты плачешь, сделаем так, как я скажу». Когда родители сочувствуют чаду, то ему легче согласиться на определенный шаг, чем потом простить за сделанное насилие над ним.

В первую очередь, правила должны стоять на защите интересов ребенка. Если этого нет, и взрослые устанавливают кучу ограничений, то со временем ребенок замкнется в себе, и не будет слышать родителей. А в подростковом возрасте в любой способ начнет доказывать, что будет так, как он этого хочет, а не так, как скажут мама с папой.

Поэтому перед тем, как вводить правила, поставьте такие вопросы: почему должно быть так и чьи интересы защищаются. Разговаривать с ребенком надо так, будто бы это самый главный человек в вашей жизни. А ребенок должен это понимать.

Важно, чтобы правила выполняли все те, кто принимает участие в воспитательном процессе.

Наказывая ребенка, помните, что самая важная функция наказания – это создать ребенку дискомфорт. Если он отсутствует, то наказание неэффективное. Для маленьких деток – это ограничение движения на 5-10 минут. Для более взрослых – лишение мультфильмов, сладкого, карманных денег, мобильного и т.д.

По материалам лекции профессионального психолога Дмитрия Карпачова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *